Формирование функциональной (естественно-научной) грамотности происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественно-научных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире.
Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций, то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Развитие функциональной грамотности помогает педагогу увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.
Физический эксперимент занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный, лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающегося. Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов.
Поэтому именно физический эксперимент стал основой на первых уроках физики и занятиях внеурочной деятельности в 7 классе. Изучая тему «Физический эксперимент и физическая теория» учащиеся МОУ «Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А.С. Гостева» провели ряд экспериментов:
- отражение окна кабинета «Точка роста» на экране с помощью зеркала и выпуклой линзы,
- перенос воды из одного сосуда в другой с помощью ливра,
- изменение скорости тележки при увеличении ее массы.
В каждой работе дети строили гипотезу о возможных результатах эксперимента, проводили опыты и формировали выводы по итогам проведенных экспериментов. Это позволило не только применить имеющиеся физические знания в реальных условиях, умение строить логические рассуждения, но и проявить смекалку.
Учащиеся 8 класса провели исследовательскую работу по изучению явления теплопроводности у различных веществ. В ходе эксперимента школьники на наглядном примере смогли убедиться, что теплопроводность у алюминия, стали и латуни различная.